~60-90 мин.
от 3 лет
от 4 чел.
Сегодня так много различных развивающих занятий для детей и взрослых! И чем-то обычным уже никого не удивишь. Взять хоть рисование: ну что такого, соединяешь краску с водой и водишь кисточкой по бумаге. А знаете ли вы, что рисовать можно не только при помощи воды, но и на самой воде?
Да-да, именно! Есть специальная техника рисования – Эбру. Заключается она в том, что краска наносится сначала на воду, а затем уже переводится на бумагу. И, несомненно, каждый художник получает свой шедевр на память! А также может нарисовать еще один и подарить или тоже оставить себе.
Происхождение техники ebru – рисование на воде принято относить к Турции. Однако под иными названиями аналогичные техники использовались в Китае, Японии, Пакистане, Индии и других странах Востока. Отличительной особенностью турецких мастеров было умение рисовать не только цветы и абстракции, но и животных, различных рыб и пейзажи.
СТОИМОСТЬ:
КУДА:
МАТЕРИАЛЫ:
Вечеринка с мастер-классом Эбру
Содержание раздела
- Что такое Эбру?
- Что такое мраморирование?
- Чем Эбру отличается от мраморирования?
- История Эбру
- Как проходит процесс рисования?
- Инструменты для эбру
- Эбру на ткани
- Стили рисования Эбру
- Альтернативные способы использования техники
- Где провести и как записаться на мастер-класс по Эбру
- Эбру -шоу: водная анимация на светящемся лотке
- Уникальная методика обучения Эбру в Москве
- Особенности проведения Эбру для взрослых и детей
- Ошибки, заблуждения и ЧАВО
- Эбру как арт-терапия
- Видео
- Примеры работ
Что такое Эбру?
«Ebru» в переводе с турецкого означает «парящее облако». Это техника рисования на воде. От привычного нам художества отличается тем, что вместо бумаги или холста для нанесения рисунка используется специальный раствор воды. Он похож по консистенции на густой кисель, поэтому пигмент на нем не тонет, а расплывается красивыми масляными пятнами.
Причем каждое цветовое пятнышко не смешивается друг с другом. Таким образом получается неповторимый рисунок из разноцветных капелек. Им можно придавать форму, закручивать в спирали и зигзаги. Ну а в завершение – рисунок печатается на бумаге, картоне или дереве. Причем краски имеют водостойкую структуру. Так что данный вид рисования может использоваться в том числе для декорирования различных предметов.
Что такое мраморирование?
Эбру нередко называют мраморированием или марморированием. Эти два слова об одном. Просто они происходят от разных слов. Первое от «мрамора» – названия благородной каменистой породы. А второе от него же, но от английского слова «marble». Так или иначе, оба этих понятия относятся к созданию рисунков, похожих по текстуре на мрамор. Причем это может быть, как абстрактная разноцветная фактура, так и действительно повторяющая природную окраску.
Кстати, знаете ли Вы, что мрамор – это высококонцентрированный известняк, который образуется методом метаморфизма из-за движения земной коры? Также и в технике марморирования вместо подвижной земляной мантии выступает водная среда.
Чем Эбру отличается от мраморирования?
Эбру не является единственным способом мраморирования. Существуют и другие, с использованием акриловых красок и лаков. Эти субстанции имеют более плотную структуру, так что ими можно покрывать даже стеклянные и металлические поверхности. К тому же при марморировании, нередко, подоснова для нанесения фактуры специальным образом обрабатывается. Также Эбру отличается от мраморирования тем, что имеет натуральные не синтетические красители.
С помощью Эбру в Турции декорируют даже огромные ковры. Посмотрите на видео, как это происходит:
А вот с помощью мраморирования такого эффекта добиться сложно. Потому что акриловая пленка на поверхности воды с трудом поддается видоизменению из-за ее толщины. Да и в целом в ней сложно добиться аккуратного и равномерного паттерна.
Соответственно, марморирование делают для небольших предметов: деревянных игрушек, лампочек, кроссовок, кепок и др. А еще мы декорируем даже шифоновые шарфы, футболки и эко-сумки.
История Эбру
История возникновения Эбру противоречива. Официально считается, что это искусство пришло к нам из Турции 16 века. А туда в свою очередь оно попало по Шелковому Пути с древней родины тюрков – Бухары. Есть мнения, что рисованием на воде пользовались даже в доисторический период. К примеру, бурятские шаманы так украшали свои амулеты.
Еще есть упоминание об искусстве «суминагаши» и «бенинагаши» в Японии 12 века. Переводится слово как «плавающие чернила». Синтоистские монахи украшали таким методом рисовую бумагу. И это было очень популярно у императорских семей.
Свое название Ebru получило благодаря Персии, что в переводе с персидского означает «парящее облако». И первоначально это было связано с каллиграфией. Дело в том, что бумага на которой были написаны персидские трактаты, имела мраморный фон. В конце 16 века эту идею переняли турки. А уже оттуда в Европу попала эта диковинка. В европейском мире даже укоренилось название: «турецкая мраморная бумага».
Когда появились первые рисунки?
В университетской библиоткеке Стамбула хранятся две каллиграфические рукописи, датируемые 1539 годом. Они написаны на фоне в стиле Эбру. Их трепетно охраняют, ведь это самые первые официально сохранившиеся рисунки «турецкого Эбру». То есть искусства, которое от создания фонов перешло в самодостаточную стильную технику рисования.
Примечательно, что тайну создания «мраморной бумаги» передавали из поколения в поколение. От Мастера к ученику. И это было настоящим сакральным таинством.
Иногда, чтобы нарисовать Эбру, художники погружались в особое медитативное состояние. Так что помимо арт-практики такое искусство можно считать также практикой духовной.
Самым ранним художником по мрамору был человек с именем Себек Мехмет Эфенди. Упоминание о нем содержится в «трактате о мраморе» 1595 года. Себек получил образование в Бухаре, затем присоединился к ложе дервишей Озбеклер Теккеси. В рамках этих верований он передавал свои знания следующим поколениям.
Как проходит процесс рисования?
Процесс рисования в технике Эбру поэтапный. Сначала в специальные емкости – ванночки наливается особая густая вода.
Затем убираются пузырьки с поверхности. Далее существует два основных способа рисования, это:
- Без использования фона. В этом случае с помощью шил на водичку капают краску, а затем вытягивают из получившихся кругов различные формы. Как правило, это цветы: тюльпаны, розы. Примечательно, что эти сюжеты будут на ровном белом фоне. В качестве него выступает сам лист бумаги;
- С фоном. Здесь специальной кистью на рабочую поверхность набрызгивается краска. Она расплывается ровными пятнами по поверхности. Обычно мы не рекомендуем использовать более трех разных оттенков. Далее шилами полученную текстуру видоизменяют. Можно делать спирали, зигзаги. А также пользоваться гребнем, создавая причудливые, похожие на павлиньи перья, рисунки. Далее на этот фон можно добавить новой краски и также рисовать цветы и орнаменты.
Инструменты для Эбру
Для рисования используются кисти, гребни и шильные инструменты. Все они имеют различный размер и диаметр жала.
- Шила – не являются привычным нам колющим инструментом. Если можно так выразиться, это «шило с тупым концом». Выглядит как металлическая палочка на деревянной рукоятке. И это основной инструмент для рисования. Его окунают в краску, набирая на самый кончик каплю пигмента. Затем едва соприкасаясь с водой, переносят на поверхность.
- Гребни – в отличие от шил, имеют острые концы. А на вид похожи на обычную расческу. Кстати, расческа может стать альтернативой! Гребень не опускают в краску. Им только «расчесывают воду». Это зачастую вызывает умиление у участников, где они вспоминают известную пословицу «Вилами по воде писано». Гребень, «расчесывая» краску, создает узоры, похожие на разноцветные павлиньи перья. Они могут являться как самодостаточным рисунком, так и фоном для последующего рисования.
- Кисти – используются для мокания в краску. Но в отличие от традиционной живописи, волоски не соприкасаются с рабочей поверхносью. То есть в воду их погружать нельзя! Кисти нужны, чтобы разбрызгивать краситель для создания фоновой подосновы. Кстати, классические кисти Эбру делались из конского волоса на палочке от розы.
Сыпучие и жидкие ингредиенты
- Краски –Мы используем красители Art Deco, Amazing Color, Ebru Profi или более профессиональные Karin. Вторые считаются таковыми потому, что имеют не яркие пастельные оттенки. В целом, все краски для Эбру имеют натуральную основу. Они делаются из экстрактов растений и минералов. К примеру, красная краска – из краснокочанной капусты, а синяя и желтая – из перетертых минералов. Краски эти специальные, повторить в домашних условиях или заменить на акрил их практически невозможно. В них помимо прочего используется бычья желчь. Она же добавляется как разбавитель, если краска слишком густая.
- Загуститель – основа для создания воды Эбру. Обычно используется порошок из корня «гевен», либо из морских водорослей. Второй – более распространенный. Рассыпчатая смесь растворяется в теплой воде, затем набухает и настаивается порядка 24 часов. Внимание, вода для Эбру имеет срок годности! Как правило, это пару недель в зависимости от порошкового состава и производителя. Разводить порошок следует согласно указаниям на этикетке. Но обычно это 1 чайная ложка на 1 литр. Вода должна быть густой и вязкой. От степени вязкости зависит стиль. Если будет жидковатой, то рисунки будут напоминать стиль «fluid art».
Подоснова
- Вода – используется обычная из-под крана. Хотя желательно рисовать на отстоянной воде, либо дистиллированной. Особые виды порошка подходят только под дистиллят.
- Бумага – лучше всего подходит обычная писчая бумага для принтеров формата А4. Но также можно использовать специальную мелованную и картон. Чем тоньше бумага, тем лучше она впитает краску и тем больше вероятность получить не смазанный рисунок. С твердыми поверхностями, а также пластиком, нужна особая сноровка и опыт. Не все бумажные носители хорошо подходят под данное творчество.
- Лотки – мы используем специальные пластиковые прозрачные лотки, формата А4. Для того, чтобы было лучше видно рисунок, когда рисуешь, подкладываем под низ – белый лист бумаги. Но существуют также лотки из белого пластика, серые металлические. Для домашних задумок, можно использовать формы для выпечки или пищевые контейнеры
Эбру на ткани
Краски Эбру можно использовать на ткани. У нас есть несколько мастер – классов на эту тему. В частности, мы делаем декор футболок в стиле Эбру, а также декорируем шифоновые шарфы и экосумки. Частый вопрос, который нам задают: «Можно ли стирать такую ткань?» – Да, можно. Но без фанатизма и кипячения, а также с минимумом стирального порошка.
Чем более натуральная ткань (например, хлопок) тем лучше краска въедается в волокна и тем хуже она смывается. После нескольких стирок, возможно осветление рисунка на 25 -30%. Чтобы рисунок ровно лег на ткань, следует использовать гладкие не ворсистые ткани.
Ввиду того, что краситель хорошо впитывается, при работе мы рекомендуем использовать защитные средства: фартуки и нарукавники. Кстати, на все наши мастер-классы мы их привозим и раздаем участникам.
Стили рисования Эбру
В турецком варианте благодаря обширной многовековой школе, сложились традиционные стили рисования. Безусловно, каждый ученик, желая превзойти учителя, делал эксперименты, благодаря чему появились разные смешанные техники. Их мы рассматривать подробно не станем, а возьмем только коренные.
Батал – имитация водной ряби. Это классика Ebru, где краска наносится равномерно, естественно расплываясь. Поверх одного цвета брызгают следующий. В результате получается текстура, схожая с крупнозернистым мрамором. В классическом варианте его используют для оформления книжных обложек. Этот стиль является основным (фоновым) в нашем рисовании. Его сможет освоить каждый участник, который примет участие в нашем выездном мастер-классе по Эбру.
Тарак – или «tarakli», что переводится как гребенной стиль. Здесь используется гребень – расческа. Получаются такие волнообразные узоры горизонтально идущей волны.
Гель – Гит – схож с Баталом, за тем лишь исключением, что цветастые пятна не оставляют как есть, а проводят шилом несколько параллельных горизонтальных линий. Получается похоже на перо или структуру растительного листа.
Шаль – это тот же «Гельгит», но где линии проводятся хаотично. Так что «перьевой рисунок» уже выглядит абстрактным и хаотичным.
Бульбуль Юваси – переводится как «соловьиное гнездо». В этом стиле используют спиралеобразные круги, которые закручиваясь, становятся похожи на гнезда
Чичек – с турецкого «çiçek» – цветок. Тоже одна из основных наших техник, где круглые цветные капельки видоизменяются до образования цветов с закругленными лепестками.
Кумлу – «рыбья кость» в переводе. Это такой стиль рисования Эбру, когда краска ложится на жидкость не однородным фоном, а как бы потрескивается. В результате при оттиске получается рисунок в мелкую точечку, похожий на песок.
Хафиф – это создание классического монотонного фона для религиозных книг. Используется всего два цвета, причем второй – оттенок первого. Осветление цвета осуществляется при помощи добавления бычьей желчи.
Хатип – на основе стиля «Хафиф» создаются чередующиеся элементы из кругов. Это могут быть как сами круги, так и цветы и прочие фигуры.
Альтернативные способы использования техники Эбру
Сейчас Эбру используется уже не как исключительное сакральное искусство, но и просто как способ развлечения. Этому искусству уже не надо учиться 30 лет, осваивать вхождение в медитативное состояние. Достаточно всего лишь 15-ти минут свободного времени и творческого вдохновения. Поэтому люди придумали много альтернативных способов применения этой техники. В нашем случае мы можем предложить Вам:
- Декорирование деревянных пасхальных яиц в технике Эбру;
- Отпечатывание этих удивительных водяных рисунков на новогодний елочный шар;
- Украшение экосумок;
- Создание авторских шифоновых шарфов;
- Мраморирование деревянных браслетов;
- Оттиск рисунка на футболку;
Где провести и как записаться на мастер класс по Эбру?
Существует мнение, что этот мастер-класс стационарный и надо куда-то ехать. Но это ошибочное представление. Мы именно выездные и приезжаем к Вам сами в место проведения праздника или какого-нибудь значимого торжества. Привозим все материалы. От Вас только требуются столы. А стулья не нужны, потому что стоя рисовать удобнее!
И где мы его только не проводили. В квартирах, школах, ресторанах и лофтах. А также на открытом воздухе, в парках, элитных жилых комплексах, в знаменитом Доме на набережной в Москве. Как-то у нас рисовал известный дрессировщик кошек Юрий Куклачев. А однажды пришлось проводить даже в Бургер-Кинге, представляете? Это был День Города Сергиева-Посада и нас пригласили в эту закусочную, чтобы мы развлекали детей, приходящих с родителями пообедать.
Ощущения, надо сказать, экзотические. Когда рядом сидят люди и кушают бургеры, а мы с детьми рядом рисуем художественные произведения. Но, собственно говоря, к чему этот пример? К тому, что даже в таких, казалось бы, нелегких условиях, данный МК можно провести. И сделать это на высшем уровне.
Эбру – шоу: водная анимация на светящемся лотке
Мы будем рады предложить Вам поучаствовать в освоении Эбру подсвеченном лотке. Это уже не совсем мастер-класс, а целое необычное представление. Его проводит один мастер. Специальная емкость формата А2 (пол листа ватмана), заполняется жидкостью, как и обычный лоток. Но дно у этой коробки состоит из герметичного матового оргстекла. Так что подсвечивается лампами снизу.
Наш ведущий рисует необычные картины, видоизменяет их. Есть даже некоторый мини-сценарий, например, как абстрактный фон превращается в морской залив, далее над ним восходит Солнце. Потом оно видоизменяется до причудливого цветка. Всё это рисует художник, а все остальные смотрят.
Зрелище завораживает, за ним интересно наблюдать. А в конце присутствующие тоже могут попробовать что-нибудь нарисовать. Или провести небольшой тимбилдинг, где, например, сотрудники одной компании рисуют одну картину. Её потом можно повесить в холле на работе. Другое название этого фееричного действия «водная анимация». Очень хорошо такой вид творчества подходит под различные фуршеты, презентации и корпоративы. Просто, стильно и запоминается.
Уникальная методика обучения Эбру в Москве
В России Ebru появилось сравнительно недавно. И мы стояли у истоков. Чаще всего у нас заказывали Эбру в школу на Новый Год, 8 марта, 23 февраля, а также на выпускной. И здесь мы выработали собственную эффективную методику преподавания.
Она заключается в поэтапном освоении всех стилей всего за 15 минут. Причем справится даже 6-тилетний ребенок. Сначала учимся делать фон, рисовать на нем узоры, затем осваиваем технологию рисования цветов, лепестков. Второй рисунок делается уже при помощи гребня.
Таким образом каждый участник мастер класса освоит древнейшую технику всего за несколько минут. Ну а самый главный секрет мы тоже раскроем! Он в индивидуальном подходе. Мы следим за действиями художника, комментируем действия, учим правильно набирать краску, вытирать предметы после каждого окунания. В результате у всех наших учеников получаются красивые работы. Их можно сразу же высушить и повесить в рамку как произведение искусства.
Этим мы отличаемся от всех остальных исполнителей. И если Вы захотите заказать мастер класс по Эбру у нас – будем очень рады и сделаем всё на профессиональном уровне.
Особенности проведения Эбру для взрослых и детей
При проведении мастер класса есть небольшие отличия в подходе для взрослых и деток. К примеру, детям мы не даем возможность набрызгивать краску кистью на поверхность воды. Просто потому что у них маленькая рука и они с этим не справляются. Вдобавок они могут забрызгать всё вокруг, включая себя и соседа. К тому же, когда наши мастера сами выполняют эту функцию, мастер класс существенно сокращается по времени. Взрослым же мы разрешаем использовать кисти самостоятельно.
Съем рисунка на бумагу также выполняют наши ведущие. Детям мы доверяем этот момент только если они делают не первую работу. А вот взрослым разрешаем сделать оттиск самостоятельно. Другой вопрос, не все этого хотят, чтобы не испортить. Многие предпочитают довериться профессионалам.
Мы редко позволяем детям использовать гребень на первом рисунке. Потому что они начинают буквально «месить» воду, топя краску на дно. Что категорически запрещено в Эбру. Важны плавные движения. Взрослым же разрешается использовать гребенку, после небольшого инструктажа.
Ошибки, заблуждения и ЧАВО
Часто люди не выбирают Эбру по нескольким причинам. Здесь мы собрали наиболее часто повторяющиеся мнения и заблуждения относительно данной художественной практики.
- Это работа с красками и водой, будет грязь, надо убирать. – Отнюдь. В отличие от обычной живописи в Эбру используется жидкая краска в баночках. Это настолько «точечная» работа, что разбрызгиваться по сторонам просто нечему. К тому же мы привозим фартуки и скатерти для дополнительной защиты. Еще не было такого случая, чтобы мы что-то где-то сильно замарали.
- Это химия. – Вовсе нет! Вода является экологически – чистой. Ее можно выливать в раковину, унитаз или под деревья и кустарники.
- «Я не художник, я не умею, я не справлюсь». – Для рисования Эбру не нужно быть художником. Не нужно иметь художественный вкус. Всё, что ни делается в этом искусстве – эстетично и красиво по определению. Даже если Вы будете сочетать несочетаемые цвета, получится интересно и необычно. Грязи в Эбру практически не бывает и испортить там что-то просто невозможно.
- «Я хочу классическое Эбру, как в Турции» – это обычно просят требовательные клиенты, желающие получить аутентичные знания. Но когда им показываешь действительные исторические картины, они разочаровываются и теряют интерес. Ну просто потому, что данный вид творчества использовался в Турции, в основном как декоративно – прикладной, а не как самостоятельный вид искусства. Мы же делаем уклон в настоящую живописную сторону.
В дополнение к предыдущему
- «Порисовал(а) на воде и всё, только развлечение и никакого подарка» – Некоторые думают, что Эбру – это просто арт-практика. Не догадываются о том, что рисунок переносится на бумагу и сохраняется на память. На новогодние праздники, при работе в школах, наши дети-участники МК не только декорируют елочный шарик Эбру. Но и доделывают, и забирают с собой неповторимый рисунок. Получается сразу два подарка! Тоже самое с декорированием яиц на Пасху. Очень выгодное предложение!
- Это обычная вода? Обычные краски? Я сам(а) дома могу такое повторить? – Это спрашивают практически все. Нет – отвечаем мы – Необычное ВСЁ. Кроме бумаги, она – то обычная, писчая, т.к. лучше впитывает пигмент. Приготовить Эбру дома можно, если купить нужные ингредиенты и правильно их смешать. Либо приобрести готовый набор.
- «До чего дошли новые технологии» – так однажды воскликнула одна из наших участниц МК. «Все новое – хорошо забытое старое», 16 век – ответили мы. Та очень удивилась.
Эбру как арт-терапия
Неочевидным фактом является то, что искусство Ebru является своеобразным психотерапевтическим методом. Это, можно сказать, разновидность арт-терапии. Когда задействуется идеомоторная реакция и отключается мозг. Ведь когда человек водит палочкой по поверхности воды, он не думает, он созерцает и действует интуитивно.
В тех случаях, где участники нашего МК – дети, мы объясняем, что «водичка живая, она реагирует на эмоцию». Вдобавок утверждаем, что если вкладывать позитивные мысли и чувства в создаваемое произведение, то такая картина будет нести гармонию и будет работать как оберег.
Даже взрослые люди признавались нам, что после того как они порисовали, становилось легче и мозг как будто «перезагружался». Всё потому, что мы чаще всего «живем» левополушарным мышлением, логическим. Ну а здесь, в творчестве за работу берется правая половинка нашего мыслительного органа.
Также мы наблюдали, как человек, капризный с плохим настроением, которого будто «заставляют» рисовать, по прошествии мастер класса значительно «добрел и веселел», словно скинув весь свой психологический груз на водную гладь.
Видео с наших мастер-классов
Хотим представить Вам несколько видео, которые мы смонтировали, проводя МК по Эбру в Москве.
Примеры работ
Ниже представлены некоторые наши картины в стиле Эбру и творения наших учеников.
Вам также может понравиться